00:32 

Lyuciena
Теория многоуровневой привязанности Г.Ньюфелда.

Шесть уровней привязанности
Если всё происходит по задуманному природой плану, то в первые шесть лет жизни ребёнок развивает способность привязываться на различных уровнях.
Первый уровень, с рождения – привязанность через чувства. Для того, чтобы выжить, младенцу необходимо быть в постоянном физическом контакте с заботящимся о нём взрослом. Мозг новорожденного постоянно занят тем, что следит за наличием привязанности: если ребёнок не находится в непосредственном физическом контакте со взрослым, то он должен его хотя бы слышать, видеть, обонять.
Привязанность через чувства - это самый базовый уровень привязанности, даже в случае жестокого повреждения привязанности желание быть с теми, к кому ребёнок привязан, исчезает последним.

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок начинает ощущать, что быть близким с мамой или папой можно не только находясь непосредственно с ними, но и будучи похожим на них.
Ребёнок начинает имитировать тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ему очень важно быть таким же, как его родители.

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности.
Ещё один способ быть близким — это владеть тем, кого любишь, и принадлежать к тем, кто любит тебя. Начинают проявляться сильные эмоции обладания и ревности. Когда ребёнок говорит «моя киса», то это не значит, что кот принадлежит ребёнку, это значит, что ребёнок привязан к животному. «Моя мама» не означает биологическую мать, «моя мама» означает «женщина, к которой я привязан».
Дети начинают искать подтверждения тому, что они принадлежат «своей» семье, «своему» клану, либо начинают искать на стороне, кому бы принадлежать.

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Ребёнок начинает ощущать, что мама и папа близки с теми, кем они дорожат. А чтобы быть дорогим, надо быть хорошим.
Малыш хочет понравиться, становится мягче, покладистее, ищет подтверждения своей важности для родителей.

На пятом году ребёнок начинает любить. Он отдаёт нам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму», поёт песни о любви и рисует сердца.
Это привязанность через эмоциональную близость, уровень, на котором ребёнок готов расставаться с дорогими ему людьми на довольно продолжительные промежутки времени. Ему уже не нужно физическое присутствие привязанности, чтобы сохранить ощущение контакта и близости.

И, наконец, последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок хочет быть познанным, начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Ему хочется, чтобы мы знали его изнутри. Это не правдивость, ребёнок легко солжёт тем, к кому он не привязан, это именно желание быть близким.
Психологическая привязанность - самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.

Какие функции выполняет привязанность.
Первостепенная эволюционная задача привязанности — создать контекст, в котором взрослому будет легко заботиться о ребёнке, а ребёнок будет легко принимать эту заботу.
Если ребёнок к нам привязан, то он (в меру) послушен, хочет быть для нас хорошим, следует за нами, смотрит на нас снизу вверх (без унижения), ловит знаки, как себя вести и что делать. Мы легко выстраиваем иерархию с таким ребёнком, несём за него ответственность и действуем с естественным авторитетом.

Вторая задача привязанности — служить колыбелью для взросления. Привязанность работает как щит против внешнего стресса — защищает детское сердце, чтобы оно оставалось мягким, и ребёнок мог привязываться на более глубоких уровнях и постепенно взрослеть, освобождаясь от своей зависимости в привязанности. Внутри привязанности, в безопасности, ребёнок может, не боясь насмешек и чужих оценок выражать себя, чтобы исследовать своё я, свои интересы и желания.
Для ребёнка привязанность создаёт ощущение дома: он дома там, где его привязанность. Привязанность обеспечивает место, где ребёнок может расслабиться, отдохнуть, и с новыми силами отправиться на покорение мира. Обеспечивая безопасность, привязанность помогает развиться независимости.

Занятно, как у некоторых взрослых видно, на каком уровне привязанности они застряли, и к кому...

@темы: детское, личная эффективность

URL
Комментарии
2012-12-17 в 22:16 

Ваша знакомая
Сколько можно ждать? Как пошло пререкаться С Богом из-за пустяка. Нет повода для жалоб, Для воя, для тоски.(с)
Как раз на эти выходные много говорили об этом. Бездетные были напуганы ответственностью, детные - сканировали и оценивали свой опыт :)

2012-12-18 в 00:39 

Lyuciena
Ваша знакомая, на самом деле, отсутствие привязанности у детей к родителям не означает, что ребенок вырастет плохим человеком. Или что во взрослом состоянии он не сможет быть близок к родителям.

Это важно, если родители хотят, чтобы ребенок их авторитет ставил выше, чем авторитет сверстников во дворе или тренера в спортклубе - в подростковом возрасте.
Это важно для некоторых типов детей с ТДО (тонкой душевной организацией).
Это важно, чтобы дети выросли эмоционально зрелыми.

Это очень важно для приемных родителей, потому что у таких детей и так нарушена привязанность к людям, поэтому для их нормального эмоционального развития важно эту привязанность восстановить.

Раньше детей воспитывали кто во что горазд - от соседей до уличной шпаны, ничего, не все выросли зряшными людьми ))))))

URL
2012-12-18 в 11:53 

Ваша знакомая
Сколько можно ждать? Как пошло пререкаться С Богом из-за пустяка. Нет повода для жалоб, Для воя, для тоски.(с)
Lyuciena, дело не в плохой и хороший, для меня. И зряшный не то понятие. Для меня - раненный вот критерий. А когда нарушения, тогда и травма.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Мысли и ощущения

главная